http://www.maam.ru/users/ 1871999

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей

Кононенко Светлана Кирилловна

воспитатель разновозрастной группы МОУ начальная школа п.Горнокнязевск  ЯНАО

swetl.cononencko@yandex.ru

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры требует от нас педагов, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Для меня стал интересен метод кинезиологии. Интересной показалась сама суть этой методики и я решила применить на своей работе. Работая с детьми дошкольного возраста я заметила, что у детей все чаще отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения. Ограничены возможности познавательной деятельности, отстает развитие словесно-логического мышления, дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточно развита ручная моторика.

Изучив данную программу  по кинезиологии, которая  направлена на решение таких задач интеллектуального развития и оздоровления детей, стала внедрять в своей работе.

Цель программы:

— развитие межполушарной специализации;

— развитие межполушарного взаимодействия;

— синхронизация работы полушарий;

— развитие мелкой моторики;

— развитие способностей;

— развитие памяти, внимания, речи;

— развитие мышления;

Задачи программы:

Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников.

Развивать межполушарное взаимодействие, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

Развивать моторную сферу ребёнка.

Ведь здоровье человека – важнейшее условие для развития личности . Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приемов и педагогических технологий.

У детей быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления может проявляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».

Все мы знаем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

Я отметила, что развивающая кинезиологическая программа как нельзя лучше справится с этими задачами. Кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на  развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.

Основателями образовательной кинезиологии  являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются

 В.Ф. Базарный,  А.Л. Сиротюк и другие.

Кинезиологические  методы влияют  на развитие умственных способностей  и физического здоровья, они позволяют активизировать  различные отделы коры больших полушарий,  что способствует развитию способностей  человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка  память,  внимание, речь, пространственные представления , мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Не всегда в детском саду есть возможность  выделить  в непосредственной образовательной деятельности (НОД) специальное время для  подобных занятий, поэтому я выбрала  оптимальный в условиях нашего сада  вариант работы.

Сказка «В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем).  Он спросил у ёжика: «Почему ты плачешь?» Ёжик рассказал зайчику ,что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук)  и заблудился, а теперь не знает , как найти дорогу домой  (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны).Долго они шли ( Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ёжика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собачка». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными).Зайчик ( Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ёжика? Собачка (Упражнение «собачка». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки». Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходит смена положения рук).

Такие сказки нравятся детям. Они стали  увереннее, спокойнее, внимательнее .

Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.

Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.

Рекомендую для педагов еще и такие сказки как «Две обезьянки», «Два котенка», «Яблонька».

Следует заметить, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием, поиском нового.

Закончить мне хотелось бы словами Рубанина Н.А. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

8 декабря 2020 в 17:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.